Удмуртские костюмы

Эти раковины добывались в Индийском океане; их распространение на определенной территории говорит о торговых связях с Индией и о торговом пути, проходившем через земли названных народов. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими. До трех лет дети донашивали одежду старших. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении. В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырехугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам. Зимой под чулки надевали шерстяные или меховые обертки, а летом – холстинные. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. или жетоны, а иногда даже и медные пуговицы. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет. Такие украшения передавались от старших к младшим, являясь семейной реликвией. История и особенности Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти.

Мужские головные уборы Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. Зимой поверх рубахи одевали приталенный шортдэрем. Серебряные монеты нашивались на холщовую ткань, вплотную прилегая друг к другу. Это была своеобразная торговая марка, бренд. Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки - зимой. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники - из кашемира и шелка. Зато среди удмуртов были популярны такие украшения, как йырпинь – белые ракушки, играли роль оберегов. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. По низу платья пришивается красивая широкая оборка. Слипоны джинсовые. Такие чулки – наиболее старинные; они были известны и соседям удмуртов – коми-пермякам и коми-зырянам; у последних холщовые чулки сохранились как смертная обувь. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Для того, чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью. Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине - пояском фартука. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками. Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Традиционная женская одежда - туникообразная рубаха с оборками, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Выходя из дому, женщины надевали глубокую куполообразную шапочку, сплошь вышитую белым бисером и раковинами каури, серебряными монетами и их жестяными имитациями. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. Раковины представляли для удмуртов материальную ценность и, по-видимому, играли роль своеобразной монеты; их не только носили в качестве украшения, но ими уплачивали дань, которую собирали булгарские феодалы. Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета. Жасмин платье. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. С боковых сторон шапочки спускались декоративные подвески из бисера и цветных бус. Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Сюда входили и белые, и красные, и зеленые, и коричневые цвета. В народе говорили, что чем больше клеток, тем больше детей будет у будущей матери. Чыртывесь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Поверх всего этого носили шубы из овчины, подпоясанные плетеными поясами и ремнями. Другие мастера могли копировать костюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Обувью, которую женщины носили по праздникам, были ботинки, у мужчин это роль исполняли сапоги. Южные удмуртки украшали себя бутьмаром – перевязь через одно плечо с нашитыми монетками. Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером, монетками, лентами, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора. Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. А вот северные добавляли к ней и красные бусины. Жильы носили девушки и молодые женщины вместе с нагрудниками чыртывесь, чыркерттэт. Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Жильы переходило по наследству от матери к дочерям-невестам. Немыслимы удмуртки в праздничном костюме без ювелирных украшений - бус, серёжек, браслетов, перстней. Этим термином обозначаются два различных украшения – шейное и нагрудное. Монеты нашиты на две полукруглые полосы холста. Такую ткань использовали для нарядов праздничных. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. Бутьмар состоит из двух полос, из которых одна проходит но спине, другая – по груди. Аксессуары и обувь Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении. Осовремененные варианты превращаются в простые платья, юбки и рубашки, но неизменны орнамент и нагрудные украшения. Шейное украшение надевалось молодыми замужними женщинами и девушками с праздничным костюмом. Праздничный вариант костюма – белая рубаха, с красной отделкой в виде полос на рукавах, и по низу рубахи. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски. Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой. Цвета и декор Костюм северных удмуртов содержит три цвета: белый, черный и красный. Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Магазины в москве с одеждой недорого. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины. На фартуке обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами. Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу. Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения. Налобная повязка и горловина платья декорированы металлической тесьмой. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Основным материалом для украшений было серебро – браслеты, серьги, цепочки, кольца. В холода носили сукман – кафтан, или дукес. Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Чыркерттэт представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его назначение определяло характер и богатство вышивки. Женщины надевали их на вязаные узорные чулки и носки, а мужчины надевали под лапти онучи. Женское нагрудное украшение чыртывесь Среди женских украшений XVIII-XIX вв. Среди марийских удмуртов, также были широко распространены украшения из монет, носившиеся молодыми замужними женщинами и девушками вместе с комплексом нарядного костюма. Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Передняя полоса обшита монетами в два ряда. Лента спускалась у женщин с левого плеча и прикреплялась другим концом к ожерелью. В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Немного истории Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболй, которая защищает от внешних неприятностей. Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью. Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. На груди красовался кыкрак – нагрудникв форме полумесяца с монетками. Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. Широкий пояс просто красного цвета или радужный тканый. Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Национальные Удмуртский национальный костюм Поделись с друзьями Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Возникновение этого украшения связывают с эпохой христианизации удмуртов. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Нагрудное украшение играло роль талисмана-оберега, защищавшего от «дурного глаза». Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками.

Silent Woo Goore на III отборочном туре Ижевского Музыкального Чемпионата.

.

Удмуртский национальный костюм (50 ): женский. -

. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи. Замужние девушки прятали свои волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками – тесьма, ленты, узкие полосы с монетками. На в раздел Головные уборы Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Для дальних дорог имелся и длинный тулуп с большим воротом. У удмуртов до недавнего времени существовал обычай подвешивать крест, полученный девй при крещении, к украшениям взрослой девушки, например к камали – чересплечному украшению из серебряных монет. Со второй половины XIX века самым любимым украшением южных удмуртов становятся серебрённые мониста. На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания пои. В праздничные дни и для молитвы одевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаше всего шились из синей в белую полоску ткани. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся си к такъе. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Верхняя одежда - суконный кафтан, овчинная шуба. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна. Обувь носили плетеную из лыка – лапти, позднее их сменили сапоги, а зимой спасали валенки. Традиционный костюм состоял из рубахи-косоворотки, полосатых штанов и пояса. В течение своей первой беременности удмуртские женщины носили красное платье в клетку. Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком. Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Национальная одежда южной удмуртки изготавливался из пёстрой ткани. Шнурование кроссовок. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Украшения Женские украшения ярко выделяли своих хозяек

Комментарии

Популярные новинки